- Переселение населения
-
9.2 Переселение населения
9.2.1 Переселение населения должно производиться на следующих принципах:
- принцип обоснованности необходимости переселения;
- принцип минимизации объемов переселения;
- принцип улучшения качества жизни переселяемого населения;
- принцип равноценного и предварительного возмещения затапливаемых жилых помещений и убытков, связанных с переселением;
- принцип открытости - заблаговременное (не менее чем за 1 год) уведомление и непосредственное обсуждение с гражданами возможных вариантов перемещения. Обязательное применение процедур, направленных на рассмотрение жалоб населения и снижения конфликтов.
9.2.2 Переселение населения, вынос строений и возмещение убытков землепользователям должно предусматривать проведение следующих работ:
- анализ воздействия водохранилища на население и объекты собственности;
- обоснование необходимости переселения и выноса строений, который производится на основе определения зон влияния водохранилища, расположения населенных пунктов, жилых и хозяйственных построек, промышленных и производственных объектов и объектов инфраструктуры;
- на этапе проектирования требуется обеспечить перепись населения, инвентаризацию имущества.
- на этапе реализации проекта требуется проведение повторной переписи населения на территории затопления, которая фиксирует индивидуальные данные всех зарегистрированных и проживающих жителей: гражданство, место рождения, место жительства, образование, родственные отношения с проживающими совместно лицами (состояние в браке и степень родства), количество детей, возраст детей, жилищные условия, тип жилого помещения, время постройки дома, размер общей и жилой площади, количество жилых комнат, виды благоустройства, юридические основания для проживания, форму собственности, доли собственности (фиксация имеющихся документов на жилье, землю, собственность), источники средств к существованию.
- техническое описание жилых и хозяйственных построек, фиксация наличия имеющихся правоустанавливающих документов на жилье, землю.
- составление списка объектов местных и муниципальных администраций, попадающих под перемещение.
- выявление пожеланий переселенцев о месте и условиях переселения;
- сбор статистической информации об уровне жизни населения, демографических процессах, состоянии инфраструктуры;
- выработка концепции переселения, разработка схемы и Плана переселения, включая определение проектных решений по размещению и социальному обеспечению населения, переселяемого из зоны водохранилища;
- расчет объемов жилья и социальной инфраструктуры в поселениях-реципиентах (переселение населения из зоны затопления водохранилища рекомендуется производить только в существующие населенные пункты соответствующего региона, а в населенных пунктах, частично затрагиваемых водохранилищем, переселяемое население должно быть размещено в пределах своих же селений путем выноса строении на свободные участки).
- укрупненный расчет стоимости переселения, который включает в себя расчет стоимости строительства жилья и инфраструктуры, расчет стоимости покупки жилья для целей переселения, стоимость организацияи перемещения населения и перевоза личных (домашних вещей), выплаты компенсаций - компенсацию переезда, расходы по провозу имущества, суточные, расходы по обустройству на новом месте жительства.
- информирование населения (регулярные встречи жителей и лиц, ответственных за переселение; открытие общественных приемных в населенных пунктах зоны затопления; предоставление информации через СМИ относительно возможных мест переселения, возможностей получения работы и организации быта и отдыха в различных населенных пунктах).
9.2.3 Для разработки Плана переселения необходимо:
- проанализировать нормативно-правовую базу для осуществления процесса переселения населения в соответствии с федеральными законами Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ, от 29.12.2004 № title="Градостроительный кодекс Российской Федерации";
- предложить критерии переселения (с учетом региональной специфики);
- рассмотреть альтернативные варианты переселения;
- определить площади земель, необходимых для размещения переносимых населенных пунктов и других объектов, а также приусадебных участков;
- определить наилучшие проектные решения по размещению и социальному обеспечению переселяемого населения;
- рассчитать необходимые площади жилья и обосновать перечень объектов социальной инфраструктуры в поселениях-реципиентах;
- разработать мероприятия по сносу жилых домов и строений в зоне затопления водохранилища;
- разработать программы, направленные на сохранение нематериального наследия по новому месту проживания коренного населения;
- предложить направления использования переселяемого экономически активного населения в отраслях и секторах местной и региональной экономики (по результатам переписи);
- предложить наилучшие практики переселения населения;
- разработать программу по организации контроля за процессом переселения. Рекомендуется проведение социального мониторинга как в ходе процесса переселения (на основных этапах, обозначенных в Плане по переселению), так и после завершения переселения (первый раз - через 0,5 года после завершения всего процесса переселения, далее в течение 5 лет ежегодно, далее - через 5 лет). Также рекомендуется проведение дополнительных социологических исследований (например, анкетирование для выяснения степени удовлетворенности состоявшимся переселением) и организовать постоянный мониторинг переселения населения, чтобы в случае необходимости произвести корректировку плана переселения;
- разработать механизм предоставления переселяемому населению полноценной и адекватной информации: об условиях переселения, необходимых административных процедурах, правах и обязательствах переселяемых граждан; о мерах социальной поддержки и размерах предоставляемых государственных гарантий; о территориях, которые предлагаются для переселения; о возможностях жилищного обустройства; о возможностях переобучения и повышения квалификации.
9.2.4 Если производится компактное переселение населения, то необходимо проектировать новый населенный пункт, как правило, рядом с ликвидируемым на берегу водохранилища и создать всю необходимую для жизни людей инфраструктуру. В случае переселения в существующие населенные пункты необходимо произвести соответствующие расчеты и запроектировать реконструкцию существующей в населенном пункте инфраструктуры.
В случае, если на предполагаемой к затоплению территории проживают коренные малочисленные народы, то необходимо разработать План содействия развитию коренных малочисленных народов и Соглашение о сотрудничестве.
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.